ДОБАВЛЕНО В КОРЗИНУ

Статьи

Патанджали

Патанджали

КТО ПРИДУМАЛ ЙОГУ?

Когда возникла йога, знают только просвещенные мудрецы. Так говорят индусы. Поэтому судить о дате рождения этой древнейшей науки мы можем исключительно по археологическим находкам.

Йога развивалась в Индии более пяти тысяч лет назад. При археологических раскопках, которые проводились в долине Инда в Хараппе и Мохенджодаро (территория современного Пакистана), были найдены разнообразные статуи, изображавшие людей, которые занимаются йогой. Например, они изображали

Господа Шиву (мифологического основоположника йоги) и его жену Парвати, сидящих в разных асанах и практикующих медитацию. Развалины, где проводились эти раскопки, когда то были местом поселения людей, живших в так называемую доведическую эпоху.

Эти находки позволяют с определённостью утверждать, что практика йоги существовала в Индии ещё до того, как на полуостров Индостан вторглись впоследствии заселившие его арийские племена.

alt

Первыми книгами, упоминавшими о йоге, были древние Веды. Хотя учёные затрудняются с точной датировкой, по общему мнению, эти книги были написаны, по меньшей мере, четыре с половиной тысячи лет назад. Правда, они не содержат описаний конкретных йогических практик, но, как правило, упоминают о йоге в символической форме — фактически, шлоки Вед произносились риши, или йогами, в состояниях духовного блаженства и познания (самадхи).

Именно по этой причине Веды считаются откровениями — риши не сочиняли шлоки, а действовали как своего рода передатчики, через посредство которых сообщались эти откровения.

Веды считаются первым текстом йоги, поскольку они иллюстрируют суть йоги, пусть и косвенным образом. Слово «йога» встречается в Ведах в разных местах, особенно в Ригведе, но, как правило, даются неясные намёки на смысл йоги в связи, с чем либо ещё, например, с запряжением лошадей.

В III—II веках до н. э. РИШИ ПАТАНДЖАЛИ систематизировал все знания о йоге, взятые из разных древних источников, в трактате «ЙОГА СУТРЫ», с которого начинается известная многоступенчатая традиция.

Заслуга Патанджали состояла в обобщении и комментировании йогических знаний и придании этим знаниям уникальной формы — 194 сутр — своеобразных афоризмов, которые раскрывают смысл практики, описывают средства для достижения цели и препятствия, стоящие на пути практикующего.

alt

О МУДРЕЦЕ ПАТАНДЖАЛИ

(текст Б.К.С. Айенгара из книги "Прояснение Йога-сутр Патанджали)

Исторически Патанджали мог жить где-то между 500 и 200 годом до нашей эры, но большая часть того, что мы знаем о хозяине йоге, почерпнута из легенд.

Он считается "сваямбху", - высокоразвитой душой, воплотившейся на земле по своему собственному желанию, чтобы помочь человечеству. Он принял человеческое обличие, испытал, пережил на собственном опыте наши страдания и радости, и научился, как выходить за их пределы. В Йога Сутрах, он описал способы преодолеть болезни тела и колебания ума - препятствия на пути духовного развития.

196 высказываний или сутр Патанджали охватывают все стороны жизни, начиная с установленных правил поведения, заканчивая человеческим представлением о своем истинном я. Каждое слово в сутрах - кратко и точно. Как отдельные капли дождя вносят вклад в образование озера, так и каждое содержащееся в сутрах слово передает глубину мысли и опыта, и необходимо для понимания целого.

Патанджали предпочитал писать на три темы - грамматика, медицина и йога. Йога Сутры, его завершающая работа, есть квинтэссенция человеческого знания. Как жемчуг на нити, Йога Сутры образуют драгоценное ожерелье, корону сияющей мудрости. Понять их послание, содержание и сделать это своей практикой значит трансформировать себя в высококультурную и развитую личность, исключительного и достойного человека".

ЛЕГЕНДА О МУДРЕЦЕ ПАТАНДЖАЛИ

alt

Говорят, что однажды, Бог Вишну, возлежа на Адишеше, Боге змей, наслаждался чарующим танцем Бога Шивы. Бог Вишну был настолько полностью поглощен танцевальными движениями Бога Шивы, что Его тело начало вибрировать с ним в ритм. Из-за этих вибраций Он становился все тяжелее и тяжелее, отчего Адишеша, почувствовал себя очень некомфортно - ему стало тяжело дышать, он был почти на грани изнеможения. К моменту окончания танца, тело Бога Вишну стало снова легким.

Адишеша был удивлен и поинтересовался у своего учителя о причине столь удивительных изменений. Вишну объяснил, что изящество, красота, величественность и великолепие танца Бога Шивы вызвали в Его теле соответствующие вибрации, которые утяжелили его. Изумившись этому, Адишеша, выразил желание научиться танцу, чтобы прославлять с его помощью своего Бога. Вишну задумался и предсказал, что вскоре Бог Шива удостоит Адишешу чести написать комментарий к грамматике и что у него так же будет возможность посвятить себя совершенствованию искусства танца. Осчастливленный этими словами, Адишеша стал с нетерпение ждать снисхождения милости Бога Шивы.

alt

После этого Адишеша погрузился в медитацию, чтобы выбрать, кто будет его матерью на земле. В медитации он увидел образ йогини по имени Гоника, которая молилась о достойном сыне, которому она могла бы передать свое зание и мудрость. Он сразу же понял, что она будет подходящей матерью для него, и тал ждать благоприятного момента, чтобы стать ее сыном.

Гоника, думала, что ее жизнь уже подходит к концу, но она так и не нашла того достойного сына, которого искала. Поэтому, в качестве последнего средства, она обратилась к Солнцу, живому свидетельству Бога на земле, и начала молиться ему об исполнении своего желания. Набрав в пригоршню воду в качестве последнего подношения Ему, она закрыла глаза, медитируя на Солнце. Когда она уже собиралась поднести воду, она открыла глаза и посмотрела на ладони. К своему удивлению, она увидела маленькую змейку, двигающуюся в ее руках, которая вскоре приняла человеческую форму. Это маленькое мужское человеческое существо поклонилось перед Гоникой и попросило принять его в качестве своего сына. Что она и сделала и назвала его Патанджали.

alt

"Пата" значит "падающий" или упавший, а "анджали" - это "подношение". "Анджали" также значит "руки, сложенные в молитве". Таким образом, молитва Гоники со скрещенными руками породила имя Патанджали. Патанджали, воплощение Адишеши, на котором путешествует Бог Вишну, стал не только знаменитым автором Йога Сутр, но, так же и автором научных трудов по аюрведе и грамматике.

По указанию Бога Шивы, он взялся за работу. После Махабхашья, величайшего труда по грамматике - классической работе, способствующей распространению правильного языка; последовала книга по аюрведе, науке о жизни и здоровье. Его заключительная работа по йоге была посвящена умственному и духовному развитию человека. А все мастера классического танца в Индии почитали Патанджали как великого танцора.

Все вместе, три работы Патанджали посвящены развитию человека как единого целого, в мыслях, речи и действиях. Его трактат по йоге называется "Йога Даршана", что значит "Видение души", а также "зеркало". Воздействие йоги заключается в отражении мыслей и действий занимающегося, как в зеркале. Практикующий, наблюдает отражения своих мыслей, ума, созания и действий, и корректирует их. Этот процесс ведет его к созерцанию своего внутреннего я.

Вплоть до сегодняшнего дня, йоги руководствуются работами Патанджали в своих стремлениях совершенствовать грамотность речи, развивать тело и ум.

Наиболее видными представителями классической индуистской йоги были ВИВЕКАНАНДА, развивавший идеи так называемого интегрального направления (конец XIX века), и ЙОГАНАНДА(40—50-е годы XX века).

Буддийская йога получила особенное развитие в Тибете и Японии.

Статью подготовила: Елена Лелюх

  • Отзывы
Загрузка комментариев...