ДОБАВЛЕНО В КОРЗИНУ

Статьи

Интервью с преподавателем СФЕРЫ Ириной Малевич, призером чемпионата Европы по тайцзицюань и китайским внутренним искусствам

Интервью с преподавателем СФЕРЫ Ириной Малевич, призером чемпионата Европы по тайцзицюань и китайским внутренним искусствам

Не каждый день удается выпить чашечку кофе с призером чемпионата Европы по тайцзицюань и китайским внутренним искусствам. Но о своем длинном списке достижений Ирина Малевич, мастер цигун из Петербурга, скромно предпочитает не упоминать. Зато о древней китайской практике цигун и своих любимых учениках может рассказывать часами и даже показывать, несмотря на то, что беседа проходила в уютном «Мантра кафе».

Говорят, что вершина горы одна, но у каждого к ней свой путь. Ирина, расскажите, как вы нашли себя и свой путь в цигун?

Когда я увлеклась цигун, я работала ведущим дизайнером известной в Петербурге сети интерьерных магазинов «ДОМ-Лаверна». Также выполняла частные проекты, иногда по несколько одновременно. Загрузка была колоссальная. При этом я всегда находила время и посещала занятия у своих учителей от четырех до шести раз в неделю. Тогда это был клуб «Мусуби» на улице Чапаева Петроградской стороны, который потом закрылся и мы всей группой перешли в клуб «СФЕРА», которая только-только появилась. Так совпало.

Моя жизнь была наполнена практиками до краев, но мне и в голову не приходило, что я могу променять дизайн на что-то иное. Для меня это было немыслимо. Я окончила Мухинское училище , получила блестящее образование, карьера складывалась наилучшим образом. Поэтому о смене рода деятельности речи не шло.

Практика цигун очень глубокая, она меня захватила с первого раза. Я почувствовала, что попала в свою воду. Я жила этими занятиями, и мне на все хватало сил. А так как я очень много занималась, то примерно через год решила принять участие в олимпиаде боевых искусств и заработала первые медали. И это не была случайная победа.

К практикам, к спорту у людей есть такая же внутренняя предрасположенность, как к музыке или рисованию. Потому что как только ты начинаешь заниматься, то сразу понимаешь, мое это или нет? Часто либо сразу получается, либо человек мучительно идет вперед. И если тяжело, то, как правило, люди бросают занятия. Должна быть очень мощная мотивация, чтобы остаться, когда трудно. Например, человеку сказали, что у него проблемы со здоровьем, но если ты будешь заниматься, то тебе точно будет лучше. И тогда он будет заниматься несмотря ни на какие трудности. А так, без мотивации, если практика не его, то все быстро наскучит. Цигун требует очень мощной концентрации, и не всегда практика проста, хотя внешне так не кажется.

Мои занятия продолжались достаточно долго, и через 3-4 года меня начали спрашивать: «А вы инструктор?» Я очень смущалась, было неловко, так как подобные вопросы задавали при моем инструкторе. Я отвечала: «Нет, я просто занимаюсь». Правда, у меня даже в мыслях не было преподавать.

Потом люди стали оставаться после занятий и задавать мне вопросы по практике. И во мне начало просыпаться осознание себя. Оно зарождалось очень трепетно, появилось некое внутреннее чувство и готовность отдавать. Длительная практика накопила во мне очень много знаний и опыта. Но я все равно не собиралась преподавать, мне просто нравилось отвечать на вопросы. Я занималась у двух мастеров стилем «чень», отдельно с другим мастером занималась мечом и ходила на медитации (дзен буддизм).

Тот период закончился очень забавно. Грянул кризис 2010 года, и мой отдел в сети «ДОМ-Лаверна» постепенно расформировали. В итоге я осталась одна и совмещала все должности отдела за первоначальную заработную плату. Это было не просто, но в то же время найти работу в кризис для дизайнера еще сложнее.

Когда я осталась одна, то оказалась в какой-то изоляции, для меня это было странно. Я хожу на работу, мне платят деньги, но фактически я ничего не делаю. Потому что просто не было работы: компания не строила новых магазинов, мы не делали реконструкции, не принимали на работу новых дизайнеров (в мои обязанности входило, в том числе, их обучение). Так прошел год. А потом руководство вызвало меня и сообщило, что им бесконечно жаль со мной расставаться, но они вынуждены закрыть отдел.

Мне предложили остаться в сети «ДОМ-Лаверна» обычным дизайнером-консультантом. Но для меня эта позиция была шагом назад. Поэтому я уволилась по собственному желанию и ушла в никуда. Я абсолютно зависла в воздухе, но при этом поняла, что у меня освободилась масса времени для практик и я почувствовала себя очень счастливой. Утром я спала, сколько хочу. Я бежала на тренировки сильная, выспавшаяся, с радостью и полностью им отдавалась. Я парила и не знала, что будет завтра, на что я буду жить. И особо не волновалась. В преподавание я пришла через 5 лет ежедневных занятий, по шесть раз в неделю.

Думаете, это было предопределено?

Ничего не происходит случайно. Как человек находит свой путь? Он его не ищет. Путь сам его находит. Главное довериться миру. В России это называется «смирение», с миром плыть по течению. В Китае это называется даосизм. Главное не нервничать, не паниковать, судьба выведет, она все тебе даст, ты только оставь открытой дверь. Да, некая предопределенность существует, у каждого есть путь и рано или поздно каждый человек выходит на него. Кто-то идет по прямой дороге, кто-то идет окольными путями. Бывают случаи, когда человек не находит своего пути, но это происходит тогда, когда он не двигается. Все равно человек всю жизнь себя ищет, в чем же он гениален?

Все рождаются с задатками, главное это нужно в себе найти. И единственным критерием для этого является то удовольствие, с которым ты это делаешь. А если делаешь с удовольствием, да так хорошо, что тебе за это начинают платить, то, значит, ты нашел свой путь. А если ты ходишь на работу только потому, что тебе там платят хорошие деньги, но при этом идешь и чертыхаешься, то это точно не твой путь.

У меня все сложилось само собой. Сначала увольнение, а потом мне позвонил знакомый и сказал, что открывает новый клуб. А потом вдруг я слышу: «Ирина, ты хочешь начать преподавать?» У меня, конечно, был шок. С одной стороны я внутренне была готова, но преподавать это не то, что заниматься самой. Это иное. Ответственность, и определенный авторитет, который есть у человека, и умение удержать людей вокруг себя, заинтересовать цигун, так как мало кто знает, что это такое. Но делать мне было нечего, у меня не было постоянной работы, а только небольшие дизайнерские проекты. Поэтому я решилась. Так началось мое преподавание. Целый год я преподавала в том клубе, а потом попросилась в центр йоги и развития «СФЕРА» и с тех пор мы вместе.

Сначала мне удавалось совмещать дизайнерские проекты и преподавание. Все было замечательно. Но постепенно я стала более востребована, как преподаватель: у меня появились индивидуальные занятия, меня пригласили работать во второй клуб «Samadeva». Это был тоже новый клуб, он только открывался. И я работаю в нем с открытия. За годы там сложился очень сильный, сплоченный коллектив. Люди ходят постоянно более 6 лет. Как они пришли ко мне на открытый урок, так и остались. Поэтому все выступления на фестивалях, олимпиадах проходят именно с ними.

И постепенно дизайн отошел на второй план. Им нельзя заниматься по ходу, в него нужно погружаться и жить проектом. Поэтому сейчас я только в преподавании цигун. Пространство постоянно подтверждает правильность сделанного выбора. Например, наше выступление на фестивале боевых искусств в 2015 году дало понимание, что мы не просто люди, которые занимаются цигун. А люди, которые могут организоваться в клуб. Не в смысле организации, как «СФЕРА». А как некое сообщество людей, которые занимаются цигун и тайцзицюань у преподавателя Ирины Малевич. Члены клуба могут посещать различные места для занятий, но быть в нашем сообществе. Мы именуемся клуб "Личунь" – это переводится, как становление весны. Здесь мне пригодились мои дизайнерские навыки, я сама разработала эмблему клуба.

Есть ли вероятность, что на смену цигун придет что-то еще?

Личностный рост и скорость погружения в цигун настолько очевидны, что я себя вижу именно в этом, и в дальнейшем ничем иным заниматься не планирую. Но в любом случае я остаюсь творческим человеком. Например, очень люблю художественную фотографию: портреты, пейзажные снимки и делаю их в свободное время с большим удовольствием. И, конечно, я продолжаю развиваться в цигун. Я все время учусь: осваиваю новые комплексы и углубляюсь в то, что уже освоила (Ирина владеет на высоком уровне более чем десятью комплексами цигун ). По каждому из комплексов у меня есть подтверждающий сертификат. Это неостановимый процесс, сильная потребность. Я не могу вариться в одном и том же, мне все время нужно идти вперед. Но также я изучаю все очень глубоко. Например, в одних тренировочных лагерях я была четыре года подряд, а это очень мощная практика. Представьте, выезд на две недели и по десять часов тренировок в день. По возвращению кажется, что ты прозанимался три года. Это мощнейший скачок вперед.

Что для вас цигун?

На текущий момент цигун – это моя жизнь. Поэтому я так много времени уделяю собственной практике, самосовершенствованию и учебе.

Чтобы заниматься «чистым» цигун (дыхание) существует большое количество комплексов. Они передаются от учителя к ученику – это традиция. Нет ни учебников, ни видеозаписей, только личное обучение. При этом недостаточно сходить на пару занятий, дело в том, что за такое короткое время невозможно постичь глубину практики. И если преподаватели так поступают, то это очень сильно искажает, то, что нужно давать людям.

Любую практику важно освоить самому, напитаться ей, научиться выполнять идеально. И только потом ты имеешь право преподавать то, что сам делаешь удивительно хорошо, на пять с плюсом.

Замечательным мерилом уровня мастерства, подтверждением того, что ты можешь преподавать, являются олимпиады. К примеру, у нас масса людей, которая занимается «тайцзицюань», но в чемпионатах не участвуют.

Видимо это зависит от уровня внутренней ответственности, когда человек трезво оценивает свои возможности, плюс имеет смелость и характер заявить о себе.

Ирина вы успешно участвуете в престижных международных соревнованиях, и ваше мастерство высоко оценивают компетентные члены жюри. Расскажите, как вы стали серебряным призером VIII Чемпионата Европы по тайцзицюань и китайским внутренним искусствам, который проходил в Санкт-Петербурге осенью 2016 года?

Это мероприятие международного уровня, участников было более 300 человек из разных стран. Я понимала, что шансы невелики и очень переживала, не спала две ночи, так как думала, что только участие меня не устроит. Но я все-таки решилась на этот опыт. Любое мероприятие, даже если для тебя оно не заканчивается медалью, это все равно очень большой опыт, огромный шаг вперед для воспитания своего духа. Если интересно, то я поясню.

Определенно интересно!

Китайцы считают, что у человека есть три вида энергии.

Первый вид энергии дается при рождении, то есть человек рождается с неким запасом энергии. И он ее тратит-тратит, и постепенно становится слабым, вялым и умирает. Эта энергия находится в почках, почему мы в цигун с ними очень много работаем и укрепляем их.

Второй вид энергии, которую мы можем взять из мира или «ци». Энергия дыхания, питания и сна. Например, мы поспали и получили энергию от сна, укрепились; мы поели – получили энергию пищи, мы дышим и получаем энергию из воздуха. Мы можем прожить некоторое время без сна и еды, но без дыхания мы совсем не можем. Это главный тип энергии за счет, которого мы живем. С помощью нее мы можем подпитываться и не тратить то, что нам дается с рождения. Это очень продлевает молодость. Например, умение правильно дышать удлиняет жизнь. Считается, что человеку дано определённое количество вдохов и выходов. Если человек дышит часто, то он быстро их расходует. Если он дышит длинно, то и живет также долго. Это не просто легенда. Если наш вдох длинный, то мы заполняем весь объем легких и организм получает достаточное количество кислорода. Если мы дышим коротко, то мы не получаем нужного количества кислорода и наши органы без питания начинают болеть. Поэтому если прийти в цигун здоровым, то ты это здоровье сохраняешь, а если прийти больным, то ты имеешь шанс восстановить свое здоровье. При помощи практики мы не только сохраняем энергию, но и получаем ее больше, чем было.

И третий вид энергии – это энергия духа, которая лошадь на скаку останавливает. Это энергия взгляда. И именно ее мы воспитываем, когда идем на ковер выступать перед жюри международных соревнований. Потому что, какой бы ты не был чудесный преподаватель у себя дома, это очень не просто сделать все хорошо, когда на тебя смотрит такое количество людей. Ты чувствуешь себя птенцом, которого выбросили в море.

Полагаю, нахрапом взять победу в таких соревнованиях не получится. Если зрители могут заблуждаться и увлечься красотой зрелища, то судьи знают и считывают состояние, которое несет выступающий участник.

Абсолютно верно. Международное жюри не обманешь. Они с первого движения понимают, кто перед ними стоит. Я могу делать красивые движения, но если я разбалансирована, нервничаю, то это сразу считывается.

Поэтому практика воспитания этого вида энергии «чень» проходит именно через такие мероприятия. Когда ты идешь наперерез своему страху. Это не назовешь опасностью, но определенный моральный риск присутствует.

Я все-таки приняла решение участвовать и отправила анкету. Как только мне ответили, что моя анкета зарегистрирована, я тут же перестала волноваться. Я сделала этот шаг. В первый день выступлений у меня было ощущение, что я сделала все плохо. Я ушла и думала, что на следующий день вообще не пойду. Но списки с оценками мониторила. Они очень долго не появлялись. Как я сказала ранее, участников было огромное количество, и данные не успевали обрабатывать.

На следующий день я встала в 6 утра и проверила списки на сайте соревнований. Списков не было. Вторая попытка посмотреть списки в 10 утра увенчалась успехом. И я вдруг обнаружила, что у меня один из самых высоких баллов. Я попала в тройку призеров и не могла в это поверить. Но удивляться, не было времени, я собралась и помчалась на пересдачу. Она была назначена, так как отставание в тройке лидеров измерялось в сотых баллов. Мы оказались практически одного уровня. В результате серебряная медаль.

Ирина, как бы вы объяснили суть цигун людям, которые ранее об этом не слышали?

Я никогда не использую шаблоны для объяснения, у меня нет заготовленных тестов. Перед занятием я настраиваюсь на аудиторию и понимаю, как и что нужно рассказать новичкам. Если говорить о слове «цигун», то в переводе с китайского «ци» – это энергия или дыхание, «гун» – это работа. То есть «цигун» – это работа с дыханием или с энергией.

Это древняя китайская практика, основанная на правильной структуре тела, на неделании лишнего (мы не напрягаем лишние участки тела). Практика не похожа ни на что, что вам было известно до сих пор. Простая внешне, она очень глубокая и требует определенной концентрации, и если не сказать большего тотальной концентрации на процессе.

Дело в том, что единственный способ управлять энергией – это мысль. Ты не можешь это сделать физически, а только работой мысли. И если ты не отслеживаешь, что ты делаешь, то ты и энергию не двигаешь. То есть ментально мы можем собрать, сжать энергию, мысленно провести через себя. И если в это время человек думает о нестиранном белье или о чем-то еще, то это уже не цигун, это зарядка для бабушек. Кстати, внешне это выглядит именно так. Когда же ты включаешь внутреннюю работу, то это и есть цигун.

Если говорить коротко, то цигун – это регуляция трех вещей: дыхания, тела и сознания. Это должно работать одновременно, но освоить их мгновенно не получается ни у кого.

Все начинают с фундамента – с тела. Цигун – это дыхательная практика, которая имеет положительный эффект только тогда, когда тело правильно настроено. Поэтому мы часть занятий тратим на то, чтобы настроить тело: это работа с суставами, с сухожилиями, это выстраивание структуру тела.

И только потом мы учимся дышать, правильно проводить в себя энергию «ци». Очень эффективным инструментом для обучения дыханию является медитация. Например, «Дыхание яшмовой лягушки» это как раз медитативный комплекс цигун. Это кстати секретная техника, которую я получила от грандмастера Ван Сяна.

И когда нам перестает «мешать» тело, когда мы научились нормально дышать, приходит время работы с сознанием. Можно открыть суставы, прочистить их, промыть все органы энергией и т.д.

Можно делать одну и ту же форму всю жизнь и углубляться в нее. Сначала шлифовать физическое движение, делать его идеальным. Потом совмещать все с дыханием и сознанием. В этом универсальность цигун. Например, мы выезжаем на семинары, и у меня спрашивают, можно ли ехать, если человек занимается всего месяц. Конечно можно. В одном и том же комплексе новичок будет постигать технику, а давно практикующий пойдет в глубину.

Практика постепенно накапливает в тебе энергию, и в определенный момент происходит щелчок, и ты понимаешь, что ты другой.

Один из моих учителей Чин Фансен сравнивает работу восточных практик с восхождением по лестнице. Это не просто ты шагаешь со ступеньки на ступеньку. Ты не шагаешь, ты оказываешься на этой ступеньке. Как это происходит? Ты стоишь на ступеньке, прошло одно занятие, ты положил себе под ноги один листок бумаги. На следующий раз ты все еще стоишь на этой ступеньке и снова кладешь один листок на первый. И так ты кладешь и кладешь эти листы, и такое ощущение, что ты никогда не сдвинешься с места. Но в какой-то момент ты сам не замечаешь, что твой уровень выходит на эту ступеньку. И ты не шагаешь, ты просто на нем оказываешься. Грандмастер говорит, что к этому невозможно стремиться, к уровню можно только прийти через практику. Нарабатывая кунг-фу (мастерство). Его можно наработать в каллиграфии, в написании стихов и т.д. Это упорный труд.

Какие "чудеса" или удивительные вещи происходят с Вами благодаря практике?

На самом деле никаких чудес нет. Те, кто занимается практикой точно такие же люди со своими проблемами, комплексами и страхами. И мы тоже любим, ходить по магазинам, по ресторанам, любим, когда мы нравимся и т.д. Но именно потому, что практика цигун тренирует внимание, она делает человека очень чувствительным. Это то самое состояние, когда ты начинаешь видеть насквозь. Тебе нужно минимум времени, чтобы считать и узнать человека, ты его видишь сразу. Любая встреча – это мгновенное сканирование. Открываются те вещи, которые ранее были недоступны или которых ты не замечал. Ты иначе слышишь запахи, улавливаешь звуки, четко видишь, когда тебя обманывают. Все это не дар, это развивает цигун.

И конечно, так как мы все время «отправляем себя домой» в даньтянь , опускаем энергию вниз, чтобы страсти не кипели, энергия не гуляла и не ударяла в голову, то происходит внутреннее кардинальное изменение. Ты все время присутствуешь в моменте, появляется устойчивость, уходят лишние эмоциональные реакции, тебя мало что обижает или сильно расстраивает. Ты все воспринимаешь, как должное.

Пространство начинает очищаться. Уходят ненужные люди из твоей жизни, с которыми ты поддерживал отношения только потому, что было неудобно сказать нет или не хочу. При этом специально ты ничего для разрыва не делаешь. Ты меняешься, и все происходит само собой.

Начинают притягиваться очень интересные люди, у которых ты можешь чему-то поучиться. И те люди, которых ты можешь чему-то научить, которые, действительно, этого жаждут. Потому что насильно научить невозможно. Я, как учитель, только открываю двери, могу показать практику, но дальше каждый ученик идет сам. И это зависит от человека, пойдет он или нет. И такие люди стали притягиваться: появляются приверженцы, ученики и они для меня очень ценны, так как это моя семья. Это те люди, которые рядом со мной и они прибегут в любую минуту, чтобы мне помочь. Например, они были на чемпионате и сидели там с утра до вечера, без обеда, чтобы поддержать меня. И я это чувствовала, эта поддержка была для меня очень важна.

В то же время, когда я уходила после первого дня выступлений и думала, что я не получу медали, я не расстроилась, у меня не было трагедии. Поэтому на следующий день медаль для меня была большим подарком. Лет десять назад я могла бы заплакать в подобной ситуации, а сейчас благодаря практике отношение ко всему очень спокойное. Внутри появилось смирение. Это русское слово, которое очень подходит для описания состояния.

А вы видите в своих учениках такие же качества?

Да, вижу, но, конечно, не у всех, у избранных. У каждого преподавателя есть очень близкий круг учеников – это всегда один-два человека. Те люди, которым ты неустанно и с удовольствием передаешь все свои знания. Потому что понимаешь, что им это надо в полном объеме, и они это возьмут. А для остальных нужен другой уровень. По-настоящему глубоких учеников всегда немного.

Безусловно, за столько лет вы сами стали учителем для многих. Вы помните своих первых учеников?

В первом клубе, где я начинала работать, у меня не было учеников, скорее случайные посетители. Во-первых, меня еще мало кто знал. Во-вторых, сам клуб открылся во вновь отстроенном доме, который был не заселен, поэтому интересующихся было немного. Год я там проработала, и даже если ко мне не приходили ученики, то я не отчаивалась, так как у меня был в распоряжении зал для занятий на целых 1,5 часа. Я посвящала это время личной практике. Ученики начали появляться во втором клубе «Samadeva». Пришли на открытый урок и стали заниматься не пропуская. И через несколько лет я заметила явный прогресс у двух своих учениц. Одна, из которых после пяти лет занятий решила стать преподавателем цигун, и я готовлю ее к этому.

Да, это значимый показатель вашего мастерства. А кого вы считаете своими учителями?

Я говорила о Грандмастере Ван Сяне и Грандмастере Чин Фансене. Также моим учителем является мастер корейского цигун, целитель, директор Международной школы Сан Дао Мастер Джей-Шин.

И Макен Исакович Исаков мой уважаемый учитель. Он один из первых преподавателей восточных практик в России. Великий Мастер, но он не любит, когда его так называют. Он говорит: «Я не Мастер, я очень прилежный ученик».

И еще у меня есть один учитель с большой буквы, Мастер Роман Романов, его называют Ра. Он очень глубокий, переводит книги с китайского языка, постоянно ездит учиться и он просто не терпит, когда его называют Мастером. Все настоящие Мастера невероятно скромные.

Ирина, я слышала, что цигун – это мужская практика, но на занятии увидела больше женщин. Расскажите для кого эта практика для мужчин или для женщин?

Цигун – это практика, которая всем помогает поддерживать высокий уровень энергии в организме, как в молодости. В Китае все занимаются цигун со школьных лет. Для них это также естественно, как нам утром выпить чашку кофе или принять душ. Китайцы встают в 6 утра и идут заниматься. Приходишь в парк, а там и бабушки, и дети, люди любого возраста. Кто-то с веером, кто-то руками трясет, делает вибрационную практику и чистит себе каналы, кто-то занимается тайцзицюань. Поэтому цигун – это самооздоровление для всех. Не удивительно, что китайцы очень работоспособны: у них рабочий день по двенадцать часов иногда шесть дней в неделю.

При этом они очень жилистые и «сухие».

Потому что на цигун мы не развиваем мышцы, мы их расслабляем. А силу сухожилий и костную систему укрепляем. Например, в парках в Китае сделаны поручни на уровне талии для того, чтобы человек прогуливаясь, мог закинуть на поручень ногу попружинить на ней и пойти дальше. Это для них нормально. И это делают даже восьмидесятилетние бабушки. Каждый может найти комплекс под себя. Поэтому население страны выглядит очень молодо.

В Китае только официально зарегистрировано 1200 комплексов цигун, а еще великое множество неофициальных комплексов по монастырям и т.д.

Комплекс цигун может быть более или менее сложный. Облегченный комплекс предназначен для возрастных или не очень здоровых людей. Мы учим этот комплекс: когда ты расслабляешь суставы, проводишь дыхание и успеваешь поработать мыслью. Он называется «У Син» (Пять элементов) и прорабатывает все органы, все суставы и все мышцы. При этом данный комплекс работает так мягко, что ощущение полного обновления есть, но ты как будто не сильно потрудился. То есть после практики цигун ощущение, что ты выспался и наполнился, а не то, что ты устал поработав. Это кардинальное отличие цигун от других практик.

А есть боевой цигун. Он для мужчин. Это цигун «железная рубашка» или жесткий цигун.

Как говорят: «Цигун для всех, тайцзицюань для тех, кто хочет стать здоровым, а «железная рубашка» только для здоровых людей». То есть заниматься жестким цигун людям с физическими проблемами нельзя, потому что это мощнейшая практика.

«Железная рубашка» ежедневный цикл из пятнадцати упражнений и каждое делается по пятьдесят подходов два раза в день. Выполнение комплекса занимает почти 6 часов в день! И эта практика реально меняет качество человека: и тела, и духа. Изменения сохраняются на всю жизнь. Но для этого нужно пройти три стодневки в очень серьезном ограничении. Нельзя курить и пить, а также нужно воздерживаться от сексуальных контактов. Если утром произошла поллюция, то к ста дням добавляется еще три, потому что была потеря энергии. Мужчины накапливают столько энергии, что потом начинают горлом ломать копья, двигать животом машины, разрубать руками каменные плиты и т.д. И все происходит только за счет энергии. Но это осваивают единицы. Например, Грандмастер Ван Сян может это делать.

Но не нужно думать, что цигун практика для избранных. Если на занятии быть собранным, хорошо размяться, сделать упражнения, то каналы прочищаются и открываются сами. А главное открывается точка лао-гун. Это самая чувствительная точка, которой пользуются экстрасенсы, они ею считывают болезни и т.д. И когда мы ее открываем через руки, то этот столб энергии можно почувствовать. Ни одна другая практика никогда ее не откроет.

Ирина, вы показали столько граней цигун, что хочется поскорее начать заниматься. Я бы хотела также интересно рассказать о цигун подругам. Скажите, чем можно заинтересовать новичков?

Во-первых, цигун омолаживающая практика. Она запускает механизм внутренней саморегуляция, поэтому начинаются и внешние изменения – улучшается состояние кожи, волос и т.д. У человека, который занимается цигун, не бывает потухших глаз. Представьте даже пожилого человека, у которого сияют глаза, он кажется молодым.

Так как мы работаем с суставами и сухожилиями, то облегчаем наше движение. У людей, практикующих цигун, очень легкая походка. И сами люди очень легкие в общении.

Во-вторых, это практика, которая позволяет не устать, а отдохнуть. Иногда люди приходят на занятие и говорят, что еле-еле вытащили себя из дома, так как был очень тяжелый день. Но пришли именно потому, что знают, как будет хорошо. К концу занятия накапливается столько энергии, что люди идут домой через весь город пешком, а не садятся в метро.

Когда ты это начинаешь понимать, а еще лучше ощущать на своем опыте, то это становится потребностью, без которой ты не можешь жить. Цигун очень наполняет и открывает для людей новое поле деятельности, дает море открытий и возможностей. Люди становятся самодостаточными, сильными, им уже не нужны «костыли». Они не ищут вторую половинку только из-за того, что им плохо в одиночестве. Им интересны люди близкие по духу, которые укрепляют, взаимо обогощают друг друга. Это дает цигун в дальней перспективе.

А на ближнюю перспективу, это урегулирование всех систем организма, омоложение и хорошее настроение. Особенно, это актуально в нашем городе, когда погода очень резко меняется, многим Петербург кажется мрачным. А у меня на фотографиях он почти всегда солнечный, я его воспринимаю и вижу таким. Это мой радостный, светлый, жемчужный город. А кто-то его видит серым. Это же чисто психологическое видение. Хотя такое состояние мне тоже нравится, но оно скорее сказочно-мистическое, но никак не зловещее и не пессимистическое. В жизни тех, кто занимается цигун, пессимизму нет места. Потому что ты весь искришься этой энергией.

Да, цигун открывает скрытый потенциал. Люди начинают писать стихи, заниматься художественной фотографией, живописью или иным творчеством. И делают это не потому, что хотят конкурировать или быть лучше кого-то, а просто, потому что хотят самовыразиться и не могут этого не делать.

Интересно, что молоденькие девушки в этой практике мало задерживаются, потому что еще много энергии, а внутреннего внимания мало. Хочется больше эффекта, а углубляться мало кто готов. Цигун практика для людей готовых погружаться в себя.

Ирина, а как привлечь в практику мужчин? На что делать упор, если это не жесткий цигун?

Мужчинам, кроме прочего, можно рассказать, что потенция будет в порядке до глубокой старости. От занятий цигун либидо возрастает, поскольку приток энергии позволяет мужчине все делать качественнее, активнее и по возрасту долго это сохранять. Потому что у тебя организм молодой.

Кстати, мужчины охотно идут к преподавателям мужчинам.

Такое разделение свойственно только для России или на родине цигун аналогичная ситуация?

Как я говорила, заниматься могут все. Но для женщин больше свойственно развиваться, а для мужчин самоутверждаться. Поэтому в Китае мужчины чаще идут во внешнее проявление – это шаолиньское искусство. Оно все построено на внешних эффектах и очень зрелищно. Но для этого мужчины живут в монастырях, ничего кроме этого не делают. Спят на досках и занимаются по пять часов ежедневно.

Сколько раз в неделю нужно практиковать цигун, чтобы увидеть результаты? Достаточно ли двух дней групповых занятий?

Два дня в неделю с преподавателем достаточно, чтобы держаться в практике. Не выплескивать наработанное. Очень желательно ежедневно заниматься дома. Для этого достаточно выучить один комплекс, который занимает 10-12 минут. Рекомендую делать его дважды, первый, как зарядку, чтобы проснуться. А второй полноценно, как практику, с проведением энергии и т.д. Два раза сделал, весь день свободен. Как говорит Ван Сян: «Десять тысяч повторений и у тебя все получится».

В Китае никто ничего не объясняет, как у нас на занятиях. Ученики все молча повторяют за учителем. И когда ты готов, то сам начинаешь видеть те вещи, которые раньше не замечал. И твое искусство утоньшается. Ты его филигранно обтачиваешь.

В этом есть не только сакральный смысл тотального внимания. Нужно учитывать, что в Китае всегда трудно зарабатывались деньги, и учителям было выгодно, чтобы ученики, как можно дольше ходили к ним на занятия. Да, учитель отдавал всего себя на занятии, но он ничего не объяснял.

Возможно, это связано и с тем, что мы больше живем в социуме, в голове и нам привычнее использовать речь, чем наблюдение? А у них срабатывает навык созерцания.

Да, и это тоже. У них иной менталитет. Они больше считывают на уровне тела, чем анализируют мозгом. Поэтому, западному человеку, особенно американцу, который живет в социуме, где доминирует материальное, очень сложно объяснить что-то в плане «тонких» вещей. Он сразу начинает все просчитывать: а что будет завтра, а какую прибыль он получит и т.д. А у китайцев все идет через тело. Они недаром называют свою страну Поднебесной. Жители там не боги, но уже и не люди.

Вам комфортно среди них находиться? Вы чувствуете себя своей в Китае?

Вы знаете, мне комфортно везде. Я абсолютно с любым человеком, в любой компании чувствую себя хорошо.

Вы не думали переехать в Китай?

Нет. Я родилась в Петербурге. Я безумно люблю этот город. Он абсолютно мой и я его обожаю. И потом то, что я знаю и ценно здесь, там знают многие.

Да и Петербург вас не отпустит. Вы нужны здесь. Все-таки удивительно, что у вас такой мощный старт. Отчасти это благодаря ежедневной личной практике, но кто же так серьезно повлиял на становление вашего характера? Может родители интересовались восточными практиками?

Нет, даже близко ничего такого. В детстве, я была ужасным сорванцом: лазала по деревьям, по разрушенным домам, приходила вся в ссадинах и синяках. Когда я пошла в школу, папа быстро меня воспитал. Он человек военный, поэтому дисциплина для него превыше всего. К тому же он был очень строгий. Я стала тихая и старалась соответствовать. Но все равно заложенное природой, постоянно проявлялось. Умение постоять за себя, всегда сказать правду в глаза, потому что невозможно пойти с самой собой на компромисс, невозможность взять чужое и т.д.

цигун раскрывает и усиливает эти качества, верно?

Да, именно так.

Пожалуй, всех интересуют простые человеческие проявления мастера. Например, что вы предпочитаете из еды?

Вкусная и красивая еда мне нравится. Я люблю посещать уютные и красивые места. Я абсолютно всеядная, но чем больше опыта в практиках, тем больше меняются пристрастия и вкусовые ощущения. Ты начинаешь отделять настоящее от не настоящего. Например, сейчас я с удовольствием съем не бефстроганов с картошкой фри, а это блюдо когда-то считалось ресторанным, а отварную курицу с зелеными бобами. В последнее время я полюбила каши на воде и получаю от них реальное удовольствие, не потому что так надо, а потому что мне это нравится. Я стала собирать ягоды, сохранять их в морозилке и т.д. Раньше я была далека от этого. Из мяса я ем только курицу, люблю рыбу и морепродукты. С утра я пью кофе. Это чисто питерское, по Ахматовой: «Москва – чай, собака, Пастернак, а Петербург – кофе, кошка, Мандельштам». Вообще я к чаям очень хорошо отношусь, как и к травам. Люблю пить молоко. Я считаю, что человек должен есть то, что он захотел. Но не потому, что это красиво, а потому что он реально хочет есть. Во всем нужно чувство меры.

Кстати, одна из важнейших вещей – цигун учит чувству меры. То есть этот баланс, которому мы учимся постоянно. И это касается всего, в том числе и еды. Если хочешь пирожного, то можно съесть. Но не нужно есть торт ложками. Или если хочется перекусить перед сном. Можно съесть огурец, выпить стакан кефира или творожок, но не нужно есть котлету или картошку с пюре на ночь.

А какую музыку вы предпочитаете?

Отпадает любая попса, металл, рок. Все большая склонность к мелодичной, настоящей, живой музыке. Интересуют струнные вещи, джаз, безумно люблю хор Александро-Невского собора. Люблю Дэвида Боуи, Шаде, Нору Джонс, Виктора Цоя (больше даже за тексты, они совершенно внеземные).

Ирина, расскажите про свои любимые книги и писателей.

У меня дома целая стена книг, я специально заказывала под них стеллаж. Сейчас я очень плотно занимаюсь цигун и стараюсь читать профессиональную литературу. Я все время что-то изучаю, это видео ролики или книги по цигун. На остальное пока не остается времени. Да и внутри столько накоплено, что я беру только то, что, действительно, нужно. Лишнего уже не хочется.

А вот для удовольствия я читаю Стивена Кинга. Для меня это полный отдых.

Вы сегодня часто упоминали Петербург в превосходной степени. Какие места в городе для вас наиболее значимы? Или может какие-то события?

Самое главное событие – я здесь родилась. Наверное, приезжий выделяет, что у него здесь что-то произошло. А у меня все связано с Петербургом. Это город, который я воспеваю. В свое время я посвящала ему стихи. У меня масса фотографических альбомов сделана по Петербургу. Например, альбом фотографий Летнего сада.

Я очень люблю питерское небо, оно отличается от неба в других городах. Оно безумно красивое и глубокое. И еще из-за того, что в Петербурге множество каналов, мостов, ты это небо видишь. Оно постоянно отражается в воде. Ты не просто живешь среди домов, а выходишь на мосты и видишь небо. И это ошарашивающая красота. Это никогда не надоест и никогда не перестанет восхищать. Я живу в центре, и часто хожу пешком через мосты, и всегда на них останавливаюсь, не могу просто пройти по мосту. Это такое чувство, как например, мимо иконы нельзя пройти и не остановиться, и не поклониться ей. Так и здесь.

Несмотря на то, что я родилась в Петербурге и прожила в городе всю жизнь, он для меня до конца не исследован. Поэтому самое большое удовольствие – найти время, удобную обувь, взять фотоаппарат и пойти туда, где я еще не была. И происходят настоящие открытия: Новая Голландия, Толстовский дом, улица Репина, самая узкая улица в Петербурге, Васильевский остров, где сохранились деревянные дома 18 века и т.д. Это уникальные вещи.

Примерно полтора года назад я пришла в парк перед Лесотехнической академией, на его территории можно встретить большое количество сохранившихся старинных зданий конца 19 начала – 20 веков. Там до сих пор живут люди. Чтобы понять, туда нужно съездить. Это одноэтажные длинные дома, перед которыми стоят коляски, на окнах ставни, на дверях синие почтовые ящики. Можно заглянуть в окно и там увидеть старый холодильник, тюлевую занавеску давних времен. Это целый мир, а который я попала, как в кино.

Или еще пример, я никогда не ездила в Петергоф электричкой, традиционно пользовалась автобусом или метеором. А там, оказывается, необычайной красоты железнодорожный вокзал, который был построен по проекту архитектора Н. Л. Бенуа на деньги барона фон Штиглица (который основал любимое Мухинское училище).

Отыскивать такие места, фотографировать, просто бывать там и купаться в этой атмосфере очень интересно и удивительно. Например, оказаться в том месте, в котором ты была во сне. Именно в такие моменты начинаешь верить в загробную жизнь, что у тебя есть опыт, и ты здесь уже когда-то была.

Я также люблю заходить в церковные подворья, побродить там в тишине. Особенно, это ценно, когда не отреставрировано. Реставрация нужна, но часто она выхолащивает естественную красоту и делает ее неправдивой.

А как вы относитесь к религии, и как на ваш взгляд религия относится к восточным практикам?

У китайцев нет понятия религии или бога, как такового. У них есть путь. Они следуют «дао». Их мир ведет по какому-то пути, и они этому миру доверяют. Но у них нет бога, как некой сущности для поклонения.

Для меня слово «религия» – это институт. Но это не часть меня, хотя я с удовольствием хожу в православную церковь, мне там комфортно, потому что есть определенный уровень покоя и такое состояние, в котором мне приятно находиться. Я могу зайти в церковь, посидеть спокойно. В храм ходят люди хорошо настроенные, туда никто не ходит с агрессией, люди молятся, горят свечи, а огонь очищает все негативное, плюс там очень красиво. Поэтому хочется побывать в этих вибрациях и насладиться эстетикой.

Хотя я знаю, что есть что-то, до чего мой разум не дорос, потому что я земной человек и что-то, что я не понимаю и вряд ли когда пойму. Для этого нужно выйти за определенные пределы. И это знание позволяет мне доверять чему-то большему и понимать, что все есть внутри каждого из нас. И человек имеет то, на что он решается.

Да, даже говорят, что «жизнь человека – это его выбор».

Каждый день мы делаем множество выборов от простых до судьбоносных. Выпить чашку кофе или чая, сесть на трамвай или поехать на метро, посмотреть передачу или почитать книгу, заговорить с человеком или нет, заняться цигун или остаться дома.

И именно этот выбор определяет нашу жизнь. И никто кроме нас судьбу не вершит. Но с другой стороны есть что-то, что нас ведет и помогает.

Вы упоминали знание, говорили, что я знаю, как делать. Сейчас можно услышать от разных учителей, что они во время разных практик что-то «считывают» с потока и вносят свое в традиционные схемы. Приемлемо ли это в отношении цигун и позволяет ли ваш прочный фундамент из знаний заниматься развитием наработанных комплексов?

О других не могу сказать, кто и что считывает. Но я, действительно, вношу изменения в комплексы, которые практикую.

Во-первых, большой опыт преподавания дает возможность разработать свою методику, основываясь на собственных знаниях. Я могу этот комплекс подать по-разному. Я нахожу свои слова, свои образы, свои методы преподавания. Также я готовлю учеников к этому комплексу, так как понимаю, что для каждого комплекса важно.

Нет двух хозяек, которые из одних и тех же ингредиентов сварили бы похожий суп. Имея одинаковые ноты, каждый из мастеров создает свою музыку. Именно поэтому появляются новые школы и методики. И у любого человека, который идет по этому пути, и который развивается, обязательно что-то новое будет присутствовать.

Для меня все разговоры про поток, это игры чистой воды, это нечестно по отношению к ученикам. Они начинают верить, что это возможно и идут по ложному пути. Некоторые не достигнув желаемого, разочаровываются и оставляют этот путь, а другие начинают еще более фанатично заниматься, но в итоге их иллюзии также разбиваются.

Поэтому я всем желаю идти по своему пути, не предавая себя, и вы обязательно встретите своего мастера.

Материал подготовлен командой центров йоги и развития «СФЕРА»

  • Отзывы
Загрузка комментариев...